В чем необходимость смазки?
Смазка для улучшения электрического контакта в автомобиле нужна не только для того, чтобы обеспечить полноценное прохождение тока по проводам. Вдобавок к этому, она выполняет следующие функции:
- удаление влаги из области контакта, смазка плотнее и тяжелее воды, благодаря чему жидкость не взаимодействует с металлическими элементами;
- изоляция от воздуха, благодаря чему окислительные процессы протекают менее интенсивно;
- исключение вероятности формирования “утечек тока”;
- сведение к минимуму электрического сопротивления в области, где клемма контактирует с кабелем;
- проникновение внутрь уже сформировавшихся на металле отложения сульфидов и окисей,
- нейтрализация дальнейшей коррозии, размягчение отложений с возможностью дальнейшего удаления.
Электрические контакты обладают следующими характеристиками:
Качественная смазка как залог надёжной работы и защиты для электроконтактов
-
Бывают разъемными и подвижными
-
Изготавливаются, как правило, из металлических сплавов
-
Пропускают ток и служат для размыкания и замыкания электрических цепей
Содержащиеся в окружающей среде промышленные газы в соединении с пылью оказывают негативное влияние на электрические контакты.
Материал контактов, вступая в реакцию с газообразными соединениями, окисляется и теряет свои качества. Наблюдать это можно на примере серебряных контактов, на которых образуются окислы и сульфиды, обладающие большим удельным электрическим сопротивлением. Кроме того, вредные вещества могут возникнуть на контактах из-за действия электрической дуги, которая разрушает органические материалы, попавшие между их поверхностями. Негативное влияние оказывают также высокая температура и давление.
Надежная работа электрических контактов обусловлена их чистотой и защищенностью.
Существует множество средств для очистки и защиты контактов. Главное требование к ним – способность формировать на контактах защитный слой, предохраняющий их от загрязнения, но не влияющий на электрические характеристики. Этому требованию отвечают токопроводящие смазки, в частности отечественная электропроводящая смазка ЭПС-98. Она разработана для уменьшения и стабилизации электрического сопротивления разборных контактных соединений.
Использование данного продукта позволяет улучшить характеристики контактных соединений при проведении электромонтажных работ на строительных объектах и при производстве электроаппаратов, приборов и устройств распределения электрической энергии.
На сегодняшний день среди паст наиболее известна Molykote HSC Plus.
Во всем мире он успешно применяется в качестве контактной смазки для различных видов электрических соединений.
Данная смазка также идеально подходит для точек смазки с низкими скоростями, требующих постоянного низкого коэффициента трения, для узлов, подвергающихся действию высоких температур и риску коррозии. Жидкость успешно применяется для резьбовых шпилек газовых и паровых турбин, резьбовых шпилек турбокомпрессоров дизельных двигателей, фланцевых соединений в химических и нефтехимических установках.
выпускается в различных упаковках, что дает возможность подобрать наиболее удобную фасовку, исходя из конкретной специфики производства.
Для быстрого и аккуратного нанесения на большие поверхности или в труднодоступные места продукт выпускается в виде спрея.
Паста Molykote HSC Plus обладает следующими преимуществами:
- Отличная электропроводность
- Защита электрических контактов от аварийных токовых перегрузок
- Использование в широком диапазоне температур (от -30 °С до +1100 °С)
- Ообеспечение неразрушающей разборки даже после долгого использования при высоких температурах
- Высокая несущая способность
- Сохранение заданных сил предварительного натяжения в парах металл/металл благодаря стабильному коэффициенту трения
- Эффективная антикоррозийная защита электрических контактов
- Хорошая адгезия
- Уменьшение электрического сопротивления контактов
- Снижение трудовых затрат на ремонт и обслуживание электросетей
- Значительная экономия электроэнергии
- Стабилизация технологических процессов и повышение качество передачи электроэнергии
Одним из важнейших преимуществ Molykote HSC Plus над другими токопроводящими смазками является ее надежная и герметичная упаковка.
Для очистки электрических контактов используется высокоэффективный спрей Efele CL-547. Он устраняет масло, жир и пыль с контактов электрического и электронного оборудования, быстро испаряется и не оставляет следов.
Спрей EFELE CL-547 Spray является универсальным средством: благодаря специальному химическому составу он не только полностью очищает контакты от любых окислов и загрязнений, но и надежно предохраняет их от окисления и коррозии в дальнейшем.
При этом спрей совместим с большим числом пластиков, резин и окрашенными поверхностями.
Наглядным примером эффективной работы очистителя контактов и токопроводящей пасты EFELE является обслуживание аккумуляторных батарей.
На контактах батареи и клеммах часто возникает коррозия и окисление. В дальнейшем коррозия начнет создавать разряд батареи, что может привести к ее отказу.
Очистка спреем EFELE CL-547 Spray и последующее нанесение токопроводящей пасты Molykote HSC Plus отлично защищает от коррозии и обеспечивает электропроводность на протяжении длительного времени.
Рейтинг составов
Большой популярностью у автомобилистов при обработке контактов пользуется солидол или близкий по набору компонентов литол. Смазки известны еще с советских времен, а потому водители “старой закалки” порой просто не видят им альтернатив.
Это не совсем корректно. Оба состава не слишком хорошо защищают металл от коррозии, быстро сохнут, из-за чего нуждаются в регулярном обновлении.
Современная химическая промышленность предлагает гораздо более технологичные альтернативы:
1. Liqui Moly. Немецкий бренд предлагает водителям два варианта смазки. Первый представлен в форме аэрозоля, второй – в виде геля.
Гель считается более долговечным, избавляет от необходимости частой обработки, так как выдерживает контакт с водой, не смывается и приобретает текучую консистенцию только в том случае, если температура среды повышается до 145 градусов.
К сожалению, обработка гелем труднодоступных мест – процесс крайне трудный, в таких случаях на помощь и приходит аэрозоль. Главный минус аэрозоля – нужда в регулярной обработке, повторять ее нужно каждые 2-3 месяца.
2. Графитовая электропроводящая смазка.
Оптимальный недорогой вариант, если нужно обработать одиночные контакты, к примеру, клеммы батарей, генератора или стартера.
Для миниатюрных фишек с несколькими контактами данный состав лучше не использовать, из-за частичной электропроводности графит может спровоцировать утечки тока и, как следствие, электронные сбои.
3. Efele SG-383. Современная разработка, которая сочетает в себе универсальность, долговечность и высокий уровень надежности.
Данная смазка отлично подходит для любого электрического оборудования (в том числе и техники, работающей под высоким напряжением), помогает защитить соединения.
Автомобилисты могут использовать состав для обработки клемм аккумуляторов и других соединений в проводке, благодаря значительной густоте состав длительное время остается на месте, сохраняет свои характеристики.
Посмотрите видео о достоинствах смазки для защиты электроконтактов Efele SG-383:
4. Медная смазка состоит из связующего вещества и мельчайших частичек медного порошка, представлена в гелевых и аэрозольных формах.
Медь – металл с высокой степенью электропроводности, так что обработка контактов способствует значительному улучшению характеристик контакта.
В этом видео рассказывается, как улучшает заводку машины медная смазка:
Самостоятельное производство
Если приобрести в магазине состав нет возможности, выходом может стать гель своими руками:
- В качестве связующей основы можно использовать эпоксидную смолу сорта ЭД-5 (необходимо около 100 граммов состава).
- Наполнителем же становится порошок серебра (около 300 граммов).
- Пластифицирующая добавка – дибутилфталат (15 граммов).
- Отвердитель – полиэтиленполиамин (примерно 10 граммов).
Отвердитель нужно вносить в состав непосредственно перед нанесением, чтобы исключить отвердение.
Заключение
Многих водителей также интересует вопрос, можно ли смазывать контакты силиконовой смазкой?
В целом, это допустимо. Силикон вытесняет воду, так что он защитит металл от окисления, увеличит срок службы контактов, но нужно иметь в виду, что специализированные средства, такие как изученные выше товары от Liqui Moly или других брендов, гораздо эффективнее.
Например, обычная силиконовая смазка не способна остановить уже начавшуюся коррозию, в отличие от спецсредств, подавляющих распространение окислов, нейтрализующих их.
Посмотрите интересный видеообзор новой силиконовой смазки для автомобиля из линейки российской автохимии Autoprofi Performance: